Реабилитационные технические средства

Доклад на региональной конференции по восстановительной медицине сентябрь 2011г., г. Хабаровск. В семинарском чтении по теме «Восстановительная медицина в педиатрии», в разделе «Реабилитация детей и подростков с патологией нервной системы».

Тема доклада: Реабилитационные технические средства

Опыт использования функциональных костюмов, в двигательной реабилитации детей инвалидов.

Методы восстановительного лечения, с использованием специальных технических средств, основаны на целенаправленном изменении воздействия окружающего человека пространства (внешней среды). Данное воздействие, необходимо в условиях сформированного патологического двигательного стереотипа, для восполнения недостающего фактора, стимулирующего неспецифический ответ, со стороны организма ребёнка. Здесь, важным моментом является моделирование внешнего фактора, совместно с установочной программой активации пациента. То есть, задача в конечном итоге, сформировать необходимую ответную реакцию со стороны организма ребёнка на устанавливаемое внешнее воздействие, способное создать функциональный сдвиг в сторону нормы.

Использование функционального костюма как вспомогательного средства, помогает обеспечить дополнительные условия, для создания необходимого биомеханического моделирования. Сам реабилитационный процесс в данном случае, способен внести необходимую корректировку в онтогенез ребёнка, по более физиологичному пути его развития. В результате целенаправленного воздействия на организм и установленной ответной реакции, можно добиться изменения восприятия ребёнком внешней среды (условий гравитации), снимая психомоторные блоки ЦНС, что положительно влияет на возможность изменения двигательного стереотипа по нормальному рисунку. Данные изменения, на прямую связаны с корректировкой процессов торможения и возбуждения ЦНС. Подобная целенаправленная стимуляция, происходит по средствам включения в двигательный режим «альтернативных» возможностей, возникающих при изменении восприятия собственного тела в пространстве. Эти условия, способны сформировать физиологически – нормальные локомоции, в двигательном арсенале ребёнка. Говоря об изменении восприятия, речь идёт в дальнейшем, не только об исключительных условиях применения костюма. То есть, эффект локомоторной памяти, начинает свою реализацию в обычных условиях (вне костюма). Данное обстоятельство, считается объективным критерием наблюдаемой динамики пациентов, относительно изменяющейся клинической картины, от патологии к норме.

В отличие от других эффективных технических средств реабилитации для детей, функциональный костюм обладает преимуществом многофункционального использования. Однако не стоит воспринимать данную систему как панацею. Основным составляющим реабилитационного процесса с использованием данного костюма, остаётся элемент взаимодействия пациент — специалист. Наряду с этим, использование новых технических средств, по регламенту не должно «обкрадывать» другие традиционные подходы в реабилитации. Эффективность использования функционального костюма, зависит от грамотного сочетания данной нагрузочной системы, с комплексом уже имеющихся наработок, что мы успешно реализуем на базе нашего центра.

Ведя речь об использования данной системы в реабилитации, равно как и прочих технических средств и тренажёров, необходимо прежде всего, отметить перво степенность профессионального подхода специалиста к применяемой методике. Так же, надо чётко обозначить предназначение технических средств, отличая приспособительный (адаптивный) подход от реабилитационного.

В связи с этим, не умалим элемент обратной связи между реабилитологом, родителями и детьми. Необходимо осознавать, что какие бы уникальные возможности не помогало реализовать техническое средство, речь в основном будет идти о компетентности специалиста. В применении функционального костюма, подход к методам его использования тот же, что и при задействовании любого другого реабилитационного инвентаря …

В связи с этим, мы предъявляем все необходимые требования к работе наших специалистов, что создаёт условия для более эффективного реабилитационного процесса …

Специалистам, работающим с костюмами, равно как и другими техническими средствами реабилитации, необходимо строго отслеживать поведение ребёнка в лечебном процессе. Контроль над действиями пациента, должен основываться как на собственном анализе методики в частности, так и на общих знаниях фундаментальных наук. Обучение специалистом родителей и родственников контролю за двигательным режимом ребёнка, является неотъемлемой частью проведения процедур.

Как уже сказано выше, положительный результат в нейрореабилитации, это изменение патологических функциональных установок в организме, на физиологически нормальный двигательный рисунок. В частности, решается задача изменения паттерна (комбинации) процессов торможения и возбуждения ЦНС. Одновременно с этим, включаются механизмы структурной перестройки. Данной динамики, можно достичь путём целенаправленного подхода применения методов восстановительной медицины, с использованием технических средств, как вспомогательный инвентарь. В этой связи очередной раз делаю акцент на то, что эффективный реабилитационный процесс, включает в себя комплекс мероприятий направленных на дестабилизацию и изменение состояния пациента. Чем шире спектр воздействия на организм элементов восстановительной медицины, тем больше возможностей при выборе средств, для успешной реализации конечного результата. Так же, это влияет на эффективность поиска индивидуального подхода.

Говоря о «уникальности» и «новизне» имеющихся методик, речь всегда идёт об их авторстве. Любой автор методики, ставит перед собой цель оптимизации реабилитационного процесса, за счёт наработок и эффективности освоения манипуляционных техник. Сами же методы, основаны на фундаментальных знаниях законов природы. В частности говоря медицине, это науки биологии, включающие все необходимые подразделы.

Ведя же речь о «уникальности» и «новизне» технических средств реабилитации, то целью их разработки является создание условий, для удобства применения методов восстановительной медицины. Это в свою очередь, позволяет оптимизировать саму методику, используя помощь данных технических средств, для повышения КПД и эффективности реабилитационного процесса. Обращаю внимание! Технические средства адаптации (коляски, костыли, ходунки), к реабилитационному оборудованию не относятся …

Внося ясность в определения, хочу так же отметить, что для достижения биологически обратной связи, функциональный костюм (как и иное технического средства реабилитации), является вспомогательным средством. Обратная связь, достигается путём грамотного методического процесса между реабилитологом и пациентом, которая заключается в их взаимодействии, при реализации необходимых установок. Сам костюм, биологически обратную связь, НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ. Ещё одна из проблем восстановительной медицины на сегодняшний день, это не чёткое разграничение понятий в определении АДАПТАЦИИ и РЕАБИЛИТАЦИИ. Здесь, зачастую имеет место подмена понятий, рождающая путаницу в сознании пациентов, родственников, а подчас и специалистов. Видя различия между процессами адаптации и реабилитации, можно более правильно формулировать цели, для достижения конечного результата. С другой стороны, чёткая постановка цели предполагаемых мероприятий, даёт возможность правильного подхода, и выработки необходимой стратегии …

Следовательно, говоря о «уникальности» как любой методики, так и любого технического средства или инвентаря, вопрос их эффективности заключается в подходах использования при их реализации. Зачастую фраза «методика не работает» или «оборудование не помогает», скрывает за собой обыкновенное нарушение технологии их применения. Здесь на первый план выходит именно компетентность специалиста, а не методика и тренажёр. Все реабилитационные технологии, основаны на действиях законов природы. Игнорируя базовый подход, беря за основу лишь конечный методический продукт (не вникая в алгоритм собственных действий), реабилитационный процесс будет обречён …

Любое применение методики и использование технического средства, можно исказить безграмотным и «рационально» упрощённым подходом. Это в свою очередь может сделать реабилитацию не только не эффективной, но и привести к отрицательным результатам, таким как патологические компенсации и вредный перенос. То же самое происходит, при использовании инвентаря, как средства адаптации …

Считаю важным в данной связи, обратить внимание на феномен нейромоторной созависимости.

Для начала приведу определение нейромоторной созависимости, относительно компонента обратной связи пациент — специалист. В первую очередь это — характерная поведенческая реакция пациента на предлагаемые условия двигательного режима, направленная на удержание организма в стабильном состоянии, с вовлечением этот процесс реабилитолога. Данная реакция выражена в сопротивлении устанавливаемой задаче, внося изменения в её условия. Искажения носят приспособительный (адаптационный) характер, и реализуются за счёт компенсаторной функции организма (анти стрессового защитного механизма). Действия реабилитолога в данном случае, становятся зависимыми от поведения пациента. Специалист подсознательно, принимает условия пациента относительно реализации двигательной задачи, игнорируя тем самым искажение установочных данных. Говоря о моделируемом пространстве (И.П., Тренажёр, нагрузочные средства), то адаптация к ним со стороны организма пациента и ЦНС в частности, будет всегда иметь место.

Поэтому, давно не секрет, что основным камнем преткновения в нейрореабилитации, является сопротивление со стороны психики пациента, воздействию на организм, необходимого для последующего функционального изменения. Данное воздействие, прежде всего направленно на дестабилизацию имеющейся функциональной установки, изменяя сформированные стереотипы, связанные с комбинациями вызванных потенциалов ЦНС (в частности моторные потенциалы). На сегодняшний день, роль психосоматического компонента широко исследуется, относительно клинических аспектов большинства патологических состояний.

Говоря о комплексном подходе в этой связи, хочу обратить особое внимание на работу психологов нашего центра, от которой зависит успех решения психологических проблем, как у ребёнка, так и у его родителей. Не стоит забывать, что большинство родителей находятся в состоянии нейромоторной созависимости со своим ребёнком в частности, которое образует в общем, патологически – порочное поведение с обеих сторон …

Эффективный реабилитационный процесс — это всегда ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ процесс с точки зрения психики пациента. Изменение сформированного стереотипа, пусть и патологического, это изменение в сознании пациента, привычной и комфортной калибровочной модели тела (собственное представление себя в пространстве). Поэтому, в процессе нейрореабилитации, изменение функционального состояния пациента от патологии к норме, всегда связано со стресс-реакцией в организме. В процессе же адаптации, пациент стремится приспособить свой двигательный режим к условиям, продиктованным его состоянием, которое зависит от сформированной в организме установки. Это в свою очередь, создаёт дополнительный риск дальнейшего РАЗВИТИЯ патологических процессов в организме, за счёт компенсаторных переносов …

Специалист, в ответ на реакцию психики пациента, позволяющий необоснованно «упрощать» и безграмотно «рационализировать» реабилитационный процесс, вовлекается в нейромоторную созависимость с пациентом. В системе обратной связи, между реабилитологом и пациентом, возникает элемент, искажающий дальнейший процесс. Следовательно, положительная динамика будет сведена к ничтожному минимуму, а риск формирования и укрепления патологических переносов в сложившейся ситуации, будет превалировать. Данное поведение со стороны реабилитолога, обусловленного феноменом нейромоторной созависимости, является одним из критериев оценки его компетентности. Профессиональный подход, исключает появление данного феномена …

Возвращаясь к вопросу об использовании наработанного материала в лечебном процессе, обращаю внимание на то, что специалист, работающий в области реабилитации, сам является методистом. Отсюда следует, что профессиональный подход, это не копирование конечного продукта, а способность, опираясь на фундаментальные знания, использовать имеющиеся наработки самостоятельно. То есть, применять любую методику, исходя из полного и грамотного представления процессов, связанных с функцией организма. Собственный анализ состояния пациента, с учётом уже имеющихся наработок и рекомендаций, позволит оптимально и эффективно использовать имеющийся методический материал.

Беря же за основу конечный методический продукт, «слепо» следуя рекомендациям, специалист рискует стать заложником искажённого представления о предстоящем процессе.

Обращая внимание на феномен нейромоторной созависимости в связке «тренажёр – пациент», то в условиях сформированного патологического двигательного стереотипа, он будет возникать всегда. В данном случае, задача специалиста, это строгое отслеживание реализации двигательной задачи пациентом при использовании технических средств. В момент возникновения приспособительного искажения, необходимо грамотное его устранение и дальнейший контроль над принятой установкой. Это в свою очередь даст возможность эффективного использования любого технического средства.

Говоря о характеристиках самого функционального костюма, отличающих его от иного реабилитационного инвентаря, то она состоит в следующем.

  1. Использование костюма, даёт возможность моделирования ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫХ нагрузок во всех направлениях, включающих физиологическую степень свободы ОДА, что в свою очередь обеспечивает развитие физиологически нормального статодинамического двигательного стереотипа.

  2. Без ограничений позволяет моделировать И.П. тела в пространстве, меняя тем самым воздействие гравитационной нагрузки на организм ребёнка, в зависимости от поставленных частных задач, в процессе непосредственного проведения процедур …

  3. Механическая составляющая костюма, полностью имитирует механические вектора работы мышечного аппарата организма человека. В связи с этим, возможность использования системы двигательных антагонистов, позволяет нивелировать восприятие, как гравитационного чувства, так и ощущения собственных движений. Данное преимущество костюма, позволяет решать психосоматические проблемы, связанные с нарушением функции организма. Психика ребёнка, более плавно воспринимает стресс, связанный с ЦЕЛЕНАПРАВЛЕНОЙ стимуляцией, тем самым ЦНС становится более лабильнее к изменению стереотипа не только движений в частности, но и поведения в общем. Появляется возможность, более успешно справляться со страхами ребёнка, что дополнительно снимает барьер сопротивления, функциональному изменению (от патологии к норме) нагрузок.

  4. Данную систему, можно использовать как нагрузочное, так и разгрузочное средство воздействия на кинематические связи ОДС организма. В этой связи, появляется существенная возможность повышения эффективности проработки функциональных блоков ОДС.

  5. В нашем центре успешно применяется метод функциональной коррекции, в комплексе с остальными восстановительными процедурами, включая использования костюма. Тестирование детей и опрос родителей, показал результат не только в динамике улучшения двигательной функции. Так же у категории пациентов прошедших комплексную реабилитацию с использованием данной системы, наблюдалось улучшение речи, изменение в сознании общего восприятия себя в пространстве, а это в свою очередь меняло их отношение к окружающему миру. Данный факт объясняется взаимосвязью моторной функции и психических процессов. Положительные изменения психомоторного статуса ребёнка, неотъемлемо приводит к положительному функциональному изменению ЦНС в общем.

    Хотелось так же отметить, что использование костюмов успешно применяется не только в реабилитации детей с диагнозом ДЦП. Так же положительно зарекомендовал себя данный метод, в лечении детей с нарушением и задержкой психического развития.

    При проведении комплекса реабилитационных мероприятий с использованием функционального костюма, предварительные статистические данные по освоению данной системы, оказались следующими:

    За 2010 год, реабилитационный курс с использованием данного метода, получили 23 человека (дети в возрасте от трёх до семи лет). Из них у 18 человек, зафиксированы существенные улучшения функционального состояния. Так же проведённый мониторинг, показал общее изменение клинического показателя, от патологии к норме до 80%. Сюда относим как функциональные изменения двигательного режима, так и изменения антропометрии. Увеличение ЖЁЛ и объёма грудной клетки, в свою очередь положительно повлияло на изменение общих метаболических и трофических процессов, связанных с улучшением микроциркуляции крови за счёт увеличения МПК лёгкими. Это в свою очередь, является одним из положительных изменений фактора последующего роста ребёнка. На текущий период 2011 года, реабилитацию с использованием функционального костюма, получили 16 человек (возраст от трёх до семи лет). Отслеживание динамики и состояния пациентов, продолжается …

    Как показали личные наблюдения, более оптимистичная прогнозируемая динамика, была зафиксирована у детей, чьи родители активно участвовали в формировании у ребёнка, необходимого для успешного реабилитационного процесса поведения. С полной ответственностью относились к рекомендациям специалиста, тем самым помогая закреплять формируемый у ребёнка стереотип. Это в свою очередь, повлияло на увеличение КПД конечного результата.

    В заключении хочу ещё раз подчеркнуть, что основной компонент в реабилитации, это не наличие технических средств, являющихся вспомогательным элементом в руках специалиста. Главная роль в лечебном процессе, это профессиональный и комплексный подход. Беря во внимание пациентов детей, основная роль в поддержании и закреплении физиологически – нормального стереотипа, выпадает на родителей формирующих их поведение. Это в свою очередь, неразрывно связанно с развитием, как необходимого объёма движений, так и психики ребёнка в общем. Действия, связаны с реализацией человеком движений, и входят в компонент его поведения. Отсюда делаем следующий вывод, что успех конечного результата в процессе реабилитации, зависит от состоятельности комплексного подхода, во взаимодействии специалист – ребёнок – родители.

    Автор доклада: Кашейкин Егор Валентинович.